«Лесенка», «Музыкальное лото»
Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.
Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.
Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.
игры на развитие ритмического слуха
«Учитесь танцевать»
Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.
Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.
Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.
игры на развитие тембрового слуха
"Угадай, на чем играю»
Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.
Материал: музыкальные инструменты, карточки (одна большая и несколько маленьких) с изображением музыкальных инструментов.
Ход: у детей по одной маленькой карточке. За ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети на большой карточке закрывают маленькой карточкой тот инструмент, который прозвучал за ширмой.
«Музыкальный цветок»
Цель: учить различать и определять звучание 7-ми музыкльных инструментов.
Материал: лепестки цветка, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: дети получают по одному лепестку. За ширмой педагог играет на детских музыкальных инструментах, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент прозвучал. Ребенок, у которого лепесток с таким музыкальным инструментом, идет и прикрепляет лепесток к серединке цветка.
«Музыкальное дерево».
Материал: фланелеграф, ствол дерева, листья с нарисованными на них музыкальными инструментами.
Ход: дети прикрепляют листок с изображением звучащего за ширмой инструмента к дереву.
игры на развитие динамического слуха
«Кто самый внимательный»
Цель: упражнять детей в различении трех динамических оттенков: тихо, громко, умеренно.
Материал: кубики трех размеров: большой, средний, маленький.
Ход: у детей кубики трех размеров. Когда музыка исполняется громко, дети показывают большой кубик, когда умеренно - средний кубик, а когда тихо - маленький.
«Бубенчики»
Цель: учить детей различать силу звучания.
Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.
Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.
«Букеты»
Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие) .
Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.
Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.
«Медведь и зайцы» (проводится на прогулке)
Цель: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.
Материал: шапочки с изображением медведя и зайцев, бубен.
Ход: в начале игры дети изображают походку медведя (медленно ходит, зайцев (бегают быстро). Затем надевают шапочки медведя и зайцев. При медленных ударах в бубен должны выходить медведи, при быстрых - плясать зайцы.
Как показывает практика, затруднения у детей вызывают игры на звуковысотный и ритмический слух: «Лесенка», «Музыкальное лото», «Учитесь танцевать». Большой популярностью пользуются игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальное дерево», «Угадай, на чем играю», «Музыкальный цветок», «Бубенчики», «Букеты», «Кто самый внимательный». Дети с удовольствием выбирают роли, как ведущего, так и участников игры.
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда я сама активно участвую в игре, становлюсь полноправным партнером детей. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь - чувство товарищества, ответственности.